Больше денег учителям и 12 лет в школе: руководитель педагогов Тернопольщины рассказала, что будет после реформы

Рада наконец приняла новый закон «Об образовании», который заменит старый, который действовал еще с 1991 года. Что будет со школами после принятия этого документа – в разговоре с начальником управления образования Тернопольской государственной обладминистрации Ольгой Хомой.

Без учебников и по шестеро за партами
– Госпожа Ольга, какие важные изменения ждут учеников, учителей и родителей?

– Новый закон предусматривает не только лишь создание новейшей школы, в которой нуждаются наши дети, но и совсем другой подход к учителю. Все без исключения школы перейдут на новую модель уже со следующего учебного года. Но некоторые элементы мы начали внедрять уже теперь в начальных классах.

– Одно из основных изменений – это возвращение к 12-летнему образованию. В 1999 году Украина уже пыталась это внедрить, однако за министра образования Дмитрия Табачника вернули 11-летку. Почему все же решили увеличить продолжительность обучения?

– Школа должна сформировать практические навыки у детей, а не только давать теоретические знания. Ведь все согласятся, что в программе есть предметы, которые в жизни не понадобятся. Новая украинская школа даст возможность ребенку изучать то, что ей нравится, и применять дальше. Обучение будет состоять из начального звена – от 1 по 4 класс, базовое образование – до 9 класса. А вот как раз после этого, до 12 класса, дети будут получать уже профильное образование. То есть смогут получить профессию и после обучения сразу идти на работу. Но главное – это изменения в методах обучения. Кстати, ныне в Тернопольской области есть пять школ, в которых мы уже начали учить детей первых классов по новым стандартам. Такой пилотный проект действует в школах Збаража, Козовой, Чертков, Подволочиск и Шумская.

– Чем отличается обучение “старое” от “нового”?

– Сам процесс будет проходить нетрадиционно. В наших школах есть уроки, перерыв – и все. А в пилотных классах учителя уже сейчас начинают день с общения с учениками. Кроме того, в первых классах дети не имеют учебников – все, что нужно, раздает педагог во время урока. Уроки при этом – интегрированы, это развивает творчество и аналитическое мышление. Например, нет урока письма, а он интегрирован с рисованием. Или математика и чтение – когда дети читают сочинение про природу и одновременно учитель просит их посчитать зверей в тексте. Дети не сидят за партами по двое, а объединены в группы по четверо или шестеро школьников. Благодаря этому они учатся работать в коллективе. Сейчас образование сориентирована на то, что ребенок приучается заботиться сама за себя, а тут приходится беспокоиться еще и за друга, который сидит рядом. Соответственно много задач для группы учеников. Вообще программа рассчитана на то, что мы должны воспитать личность и патриота. Уже в начальной школе будут элементы истории Украины, чтобы дети учились на примере своих героев. Относительно учителей, то они будут иметь больше самостоятельности. Структуры урока как такового не будет. Учитель сам видит и знает, что должен рассказать детям. Конечно, темы уроков будут, но если раньше педагог был ограничен часами, то теперь может сам определять, сколько времени нужно, чтобы ученики усвоили материал.

Минимальная зарплата для учителя – 9600 гривен
– Готовы ли учителя к таким изменениям?

– В законе прописано, что минимальная зарплата педагогического работника составит 9600 гривен. Я думаю, достаточно для того, чтобы стимулировать учителя. Педагогов и директора будут принимать на работу по контракту. При этом директор на этой должности сможет работать не более двух сроков в целом – 12 лет. Даже если вы очень хороший директор – дайте возможность другому развивать школу. Конечно, стимулирование финансовое, если вы не любите эту работу, ничего не даст. Поэтому будут разные другие способы оценивания. Новый закон поощряет творческих учителей, которые, пройдя сертификацию, будут получать к зарплате 20 процентов надбавки. Кстати, курсы повышения квалификации учителя смогут проходить в заведении, которое им нравится – в Киеве, Тернополе или любом другом городе Украины. Всего обучение будет включать 150 часов, и они смогут распределить на 5 лет, а не проходить за один раз, как раньше.

– А кто будет оплачивать обучение педагогов?

– Государство выделяет средства для повышения квалификации учителей, просто теперь эти деньги будут идти за конкретным человеком. Вообще для внедрения новой украинской школы правительство выделит 1 миллиард гривен. Это не только на зарплату, а собственно на кабинеты, то есть обновление материально-технической базы.

Почему закрывают школы
– Госпожа Ольга, вы на пресс-конференции заявили, что к новому учебному году на Тернопольщине приостановят работу десять начальных школ и одна школы І-ІІ степени. Это вызвало резонанс: мол, на Тернопольщине сокращают школы. О чем речь?

– О приостановлении заведений – у них не было достаточно детей. На местном уровне мы изучали этот вопрос. Кстати, все учителя не пенсионного и предпенсионного возраста из этих школ устроены и работают. А детей привозят на школьных автобусах в другие учебные заведения.

В то же время в этом году, как и в предыдущие, в области есть школы, где наполняемость классов менее 5-ти учеников. В таком случае обучения детей по индивидуальной форме. Но, как показывает практика, в малокомплектных и сводных классах дети не достигают тех результатов, которые могут иметь в большом классе. Причина проста – нет стимула к лидерству. В больших классах имеем большое количество отличников и “середняков”, и лишь небольшое количество детей показывают худшие результаты. Кроме того, обучение в таких маленьких классах – это большие финансовые затраты. Поэтому мы должны определить приоритеты: или мы хотим, чтобы сельский ребенок был в школе возле дома, но не получала качественного образования, а доезжали на автобусе, но при этом имела качественное образование и могла конкурировать с городскими детьми. В связи с этим в области и происходит реорганизация учебных заведений. В частности, создаем так называемые опорные школы, где сельские ученики получают качественные образовательные услуги. По состоянию на 1 сентября мы имеем 21 опорную школу. Фактически, такие заведения уже есть во всех районах. К 1 сентября их было 16, и уже можно говорить о результатах. Я анализировала по предметам естественно-математического цикла и могу сказать, что качество образования в этих школах улучшилась. На опорные школы в объединенных территориальных общинах было выделено более 50 миллионов гривен и более 15 миллионов из областного бюджета, они обновили кабинеты физики, химии, биологии. Соответственно, дети имели возможность на практике видеть разные процессы, и есть много учеников, которые улучшили свои знания по этим предметам на 3-4 балла.

– Кстати, какова ситуация со школьными автобусами?

– За прошлый и этот год приобретено 46 таких автобусов. Это астрономическая цифра для области за последние 25 лет. Также вернули автобусы, которые брали для нужд АТО. Ждем предложений от районов для приобретения еще трех автобусов, ведь обязательным является условие софинансирования – 70 процентов выделяют из государственного бюджета, а 30 процентов должны найти на местах. Чтобы стопроцентно обеспечить детей доставкой, нужно еще около 35 автобусов.

– А как насчет Интернета?

– 95 процентов общеобразовательных школ подключены к Сети. Проблемы есть в местах, где вообще нет Интернета как такового, ибо провайдеры туда не дошли. И есть ряд начальных школ, где учатся дети до 4 класса, которые тоже не подключены к Сети. Над этим сейчас работают директора учреждений и руководители отделов образования.

– Ольга, вы уже полтора года возглавляете управление образования области. Как бы вы сами охарактеризовали состояние отрасли?

– На Тернопольщине в этом году в первый класс пошли 11 тысяч 596 детей. Всего в школах области будут обучаться более 107 тысяч детей, а это на 1 400 учеников больше, чем в прошлом году, и это радует. Относительно образовательных услуг, то мы должны к чему стремиться. Особенно это касается обучения в сельской местности. Я увидела, что в селе есть уникальные дети, и они хотят того, что имеют их сверстники в городах – внешкольные учреждения. Очень обидно, когда сейчас оптимізовують внешкольные заведения, и ребенок не имеет саморазвития за пределами школы, что подталкивает к компьютера и компьютерных игр. Поэтому новые подходы, конечно, нужны. Изменения всегда пугают, но мы должны быть для них открыты и взять на себя за них ответственность.

Share Button